По мировоззрению наших предков человек выступал творцом не только собственной жизни и судьбы, но и творил, определял будущее мира. И внешний вид творца должен соответствовать уровню решаемых им задач: костюм представлял определенный художественно-мифологический образ, с первого взгляда на который можно было понять к какому роду, социальной категории относится владелец, а также обеспечивал ему благополучие и защиту. Одежда решала задачи не только физической защиты тела, но и обеспечивала духовное состояние и чувство сопричастности с процессами развития Мироздания, приносила магическую защищённость.
Мужской костюм: рубаха, порты, пояс, головной убор, безрукавка, плащ. Центральную роль в костюме играл пояс, при чем мужской пояс был обязательно орнаментирован (в отличии от женского костюма, где часто использовались пояса с заправочным узором.) Порты были широкие с большой ластовицей. Рубаха носилась на выпуск. Слово “рубаха” произошло от общеславянского *rǫbъ, что означает “грубая одежда”.
Крой мужской рубахи выполнялся из прямоугольников. Корпус был из четырех полос ткани (30-35 см, что обусловлено шириной тканого полотна на станках тех времен), на линию боков приходилась цельная ткань. Стык тканей обычно прошивался красной нитью (или простой вышивкой, типа “козлик” и т.п.). Рукава пришивались к центральному полотнищу, а под рукавом вставлялась вставка-ластовица, облегчающая свободу движения.
Ранние рубахи не имели воротников. Вырез горловины делался квадратным, круглым или треугольным без разреза. Позднее, примерно с 14 века стали распространяться косоворотки – рубахи с боковым разрезом ворота как с правой, так и с левой стороны. С изнанки мужской рубахи обычно подшивалась подоплека – квадрат ткани, сложенный треугольником по центру ворота и плечевой части. Подоплека впитывала пот и сохраняла ткань, в месте, где чаще всего рвется рубаха. (И по сей день такую функцию в современных рубашках выполняет двойная кокетка).
Поскольку одежда имела охранительные свойства: она должна была защищать своего владельца от влияния нечистой силы, и те части одежды, через которые злые силы могли иметь доступ к телу украшались обережной вышивкой. Орнамент обычно наносился на края подола, рукавов, ворота, а также на стыке полотнищ. В праздничных рубахах богато расшивалась грудь. Часто орнаментировалась верхняя плечевая часть рукавов и верхняя часть спины. При чем, судя по этнографическим образцам, орнаменты впереди чаще всего наносили не для оберега, а для магического воздействия на потенциального партнёра. Зато была распространена обережная орнаментация спины мужской одежды. Спереди воин должен защищать себя сам…
У славян существовали рубахи для разных жизненных случаев. Для ворожбы, для работы на поле , для кормления младенцев. Особенно интересна рубаха-порукавка. У неё были очень длинные рукава, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной. Такие рубахи изначально предназначались для ворожбы. Позднее такие рукава встречались у князей и княгинь.